Технологии виртуальной и дополненной реальности получают всё большее применение в разных сферах. Это способ визуализации, который подключает пространственное восприятие к традиционным источникам информации. Расскажем немного подробнее об этих технологиях.
Что такое виртуальная реальность?
Виртуальная реальность (VR) - это симуляции, созданные с помощью шлемов виртуальной реальности. Отличием от дополненной реальности (AR) является то, что настоящие предметы полностью исчезают из поля зрения, вы видите только виртуальную среду.
Технология виртуальной реальности заключается в следующем: перед глазами два маленьких мониторчика, картинка на них реагирует на повороты головы и/или движения в пространстве так, как если бы вы видели реальные объекты. За счет этого пользователь более глубоко вовлекается в происходящее в виртуальном пространстве, может смотреть во все стороны и в некоторых случаях даже взаимодействовать с виртуальными предметами.
Чем могут отличаться между собой VR-шлемы:
Необходимостью дополнительного оборудования. Есть шлемы, требующие подключения к компьютеру, их еще называют ПК-гарнитурами. Есть автономные шлемы, у которых всё «железо» помещено внутрь шлема.
Уровнем поддерживаемой графики. Чем слабее «железо», тем ниже уровень графики. В автономных шлемах используются компактные мобильные чипы, поэтому уровень графики ниже. В ПК-гарнитурах доступный уровень графики выше.
Количеством степеней свободы. Сейчас на рынке два стандарта: 3 степени свободы (3DoF), в таких шлемах отслеживаются повороты и вращение головы, но не перемещение ногами. 6 степеней свободы (6DoF) – в таких шлемах виртуальное пространство реагирует не только на вращение, но и на перемещение головы в пространстве.
Эргономикой – тем, насколько удобно шлем сидит на голове. Автономные шлемы удобны тем, что не имеют никаких проводов, но часто и всё «железо», и аккумулятор находятся в передней части шлема, поэтому может возникать дискомфорт. Компьютерные гарнитуры как правило отличаются более высокой ценой, соответственно разработчики не экономят на разработке дизайна креплений. Но при этом вы будете «привязаны» проводом к компьютеру.
Также VR-шлемы отличаются техническими особенностями, которые обычно указаны в описании товара: разрешением экранов, углом обзора, плотностью пикселей (по сути, разрешение, разделенное на угол обзора), особенностями линз, способом и качеством определения положения в пространстве шлема и контроллеров.
Что такое дополненная реальность?
Используя дополненную реальность (AR), мы смотрим на мир не напрямую, а через какой-то «фильтр», который встраивает в настоящий мир виртуальные объекты так, будто они действительно там находятся. В отличие от виртуальной реальности, настоящий мир не уходит из поля зрения, а «дополняется», что и отражается в термине.
Чаще всего в качестве «фильтра» для AR используется смартфон или планшет. Сферы применения здесь самые разные. Может использоваться в обучении, играх, навигации, искусстве, рекламе, музеях, ивент-сфере, ритейле.
Реже встречающийся способ – AR на больших экранах: обычно применяется в торговых центрах, на остановках в рамках рекламных кампаний и т.п. Экран становится либо «окном», в котором помимо обратной стороны показываются дополнительные объекты, либо «телевизором», показывающим зрителей и виртуальные объекты рядом.
Еще более редкий, но известный благодаря футуристичности способ – очки дополненной реальности. Используются в основном на производствах, в обычной жизни вы их скорее всего не встретите. По крайней мере не сегодня.
Сферы применения VR/AR технологий
За счет универсальности технологии AR и VR применяются в самых разных сферах.
Маркетинг
Возможность показать продукт лицом, создать связь между человеком и брендом, показать “внутреннюю кухню” компании. Это может быть корпоративная игра, которая знакомит с ценностями компании, показывает офисы, сотрудников, производство. В виртуальной реальности вы можете предоставить мгновенный доступ ко всему ассортименту продукции, легко поменять и адаптировать свои приложения, добавлять новый контент и ассортимент. Также всегда есть возможность создавать и адаптировать контент под разные типы клиентов. А дополненная реальность позволяет взаимодействовать с пользователями удаленно, в соц.сетях или собственных мобильных приложения, используя смартфон пользователя.
Продажи
Благодаря виртуальной и дополненной реальности человек может в любой момент посмотреть “товар лицом”. Виртуальный шоу-рум позволяет демонстрировать даже самую большую ассортиментную линейку. VR также позволяет дистанционно подключать к демонстрации продукта реальных продавцов. Таким образом небольшой шлем виртуальной реальности превращается в масштабный центр продаж. VR эффективен для b2b и для b2c сегмента, разница только в визуализации продукта. Если ваш продукт можно изменять, то VR и AR отлично показывают, как это будет выглядеть. Для многих продуктов AR позволяет не только показать, но и примерить: очки на себе или мебель в своей квартире.
Обучение
Виртуальная реальность позволяет эффективно обучать сотрудников взаимодействию с клиентами и коллегами, оттачивать бизнес-процессы, изучать работу сложного оборудования. Технологии виртуальной реальности дают практически безграничные возможности по созданию обучающих курсов разного уровня сложности, тестирования и мониторинга процесса обучения. Для создания обучающего курса подходят большинство моделей недорогих очков виртуальной реальности, поэтому самой затратной частью курса становится его создание.
В случае с дополненной реальностью может даже не потребоваться разработка отдельного курса: можно добавить пространственную визуализацию прямо на иллюстрациях уже имеющихся учебников.
Промышленность
Развитие VR-устройств сделало возможным использование виртуальной реальности для самых разных отраслей промышленности. Основное применение – обучение персонала и моделирование. VR позволяет эффективно обучить сотрудников не только правилам поведения на рабочем месте, но и позволяет прокачать навыки работы со сложным оборудованием. При работе над новым продуктом виртуальная реальность позволяет визуализировать даже самые сложные процессы и явления, упрощая тестирование и разработку. А очки дополненной реальности могут помочь непосредственно на производстве: необходимая информация всё время перед глазами, а руки при этом остаются свободны.
Недвижимость
Виртуальная реальность стала эффективным инструментом для недвижимости совсем недавно, благодаря появлению новых моделей VR-очков, которые позволяют показывать визуализацию объектов в высоком качестве. Ваши клиенты смогут не только увидеть своими глазами будущие объекты, но взаимодействовать с предметами внутри квартир, добавлять собственные предметы интерьера, менять визуальный стиль интерьера. Для построенных объектов отлично подойдет недорогое решение с видео 360, которое позволяет человеку своими глазами увидеть готовый к заселению объект.
Выставки и мероприятия
Виртуальная и дополненная реальность имеет широкий спектр применения для мероприятий: демонстрационные приложения, игры для гостей, презентация компании. Ключевое отличие разработки под мероприятия – время контакта пользователей с приложением. Команда Helmeton за 4 года создания VR-приложений под самые разные мероприятия научилась получать максимальную эффективность для бренда за короткий срок взаимодействия клиентов с VR и AR приложениями.
Игры
Основная особенность игр в виртуальной реальности — это полноценное погружение игрока в игровой мир. Если геймплей подразумевает активное взаимодействие игрока и окружающего его мира, то вовлечение игрока переходит на абсолютно другой уровень по сравнению с обычными играми. За 4 года создания VR-игр команда Helmeton собрала большую экспертизу в создании развлекательных игр для бизнеса и понимает специфику разработки. Также в AppStore и Google Play выпущены и собственные AR-игры.
Как видите, AR и VR – технологии с большим потенциалом. Мы уверены, что в ближайшем будущем технология будет развиваться, будет появляться всё больше интересных кейсов и решений.
Если вам нужна помощь в создании собственного приложения для дополненной или виртуальной реальности, то просто позвоните нам или напишите нам на почту [email protected]. Мы с радостью поможем вам!