Hard skills - профессиональные навыки, знания и умения, необходимые специалисту для работы на той или иной должности, которым можно научить и которые можно измерить. Для обучения hard skills необходимо усвоить материалы и инструкции, а качество обучения можно проверить с помощью экзамена.
Чаще всего процесс обучения персонала, особенно молодых специалистов, и повышения квалификации действующих сотрудников, ложится на плечи работодателя и включает в себя затраты на логистику, оборудование, расходные материалы и время более опытных сотрудников, постоянно обучающих новичков, либо на работу специалистов сторонних компаний, занимающихся обучением. Для крупных компаний с большим количеством сотрудников это огромная статья расходов.
Применение VR технологий в обучении помогает значительно упростить сам процесс обучения, и, при этом, затрачивать гораздо меньше человеческих и финансовых ресурсов. Один готовый VR-курс можно использовать для обучения сотрудников на протяжении нескольких лет, в том числе в удаленных филиалах, в то же время уходят издержки на зарплаты специалистов, которые ранее занимались обучением персонала и командировочные расходы.
Главное отличие обучения VR от прочих технологий (презентации, видеоряды, 2D и 3D графика и тд.) состоит в том, что виртуальная реальность обеспечивает эффект погружения и личного участия обучаемого. Мозг человека быстро перестает разделять действия в реальной реальности и действия, выполняемые в VR, и помогает усвоить и закрепить информацию на уровне подсознания, что повышает результативность обучения более чем на 30%.
Основные преимущества обучения с применением виртуальной реальности:
1. VR позволяет детально изучить объекты и процессы, недоступные (или доступные с большими ограничениями) для изучения в обычной реальности. Например, работу крупногабаритных опасных механизмов, анатомические особенности строения человеческого тела, сценарий действий во время сложной аварийной ситуации.
2. При помощи VR можно без каких-либо рисков проводить сложные операции, экспериментировать с опасными химическими элементами, воспроизводить аварии и ЧС, оттачивать навыки управления самолетом во время аварийных ситуаций, и многое другое. Независимо от сложности сценария, обучение не нанесет вреда ученику или окружающим и не оставит след на психике обучаемого.
3. Во время обучения в VR шлеме на человека практически не воздействуют сторонние раздражители. Он может легко не отвлекаться на внешние факторы и полностью сконцентрироваться на материале, что сказывается на глубине его усвоения. Абсолютное большинство людей визуалы: то, что человек увидел своими глазами, всегда запоминается лучше прочитанного. А в случае с вовлеченностью, которую обеспечивает VR-среда, запоминаемость материала увеличивается в разы.
4. Значительную часть информации можно подать в форме геймификации, превращая сухую теорию в наглядную игру и делая материал для изучения более понятным и намного более интересным для обучающихся. В виртуальной реальности можно проводить химические эксперименты, изучить кровеносную систему, управлять огромным океанским лайнером, увидеть своими глазами выдающиеся исторические события и решить сложные задачи в более увлекательной и понятной игровой форме, что увеличивает эффективность пройденного обучения.
Перед разработчиками обучающих приложений стоят задачи обеспечить соответствие усваиваемых материалов требованиям предстоящей работы, повысить эффективность учебного процесса, а также добиться того, чтобы усвоенные при обучении навыки успешно применялись в дальнейшей работе специалистов.
Сферы применения этих приложений
Работа с оборудованием:
Обучающиеся, физически находясь в офисе, в виртуальном пространстве могут оказаться на производстве и детально изучить работу редкого или сложного оборудования, рассмотреть его устройство изнутри, изучить рабочие процессы и технику управления оборудованием. Сотрудники могут иметь дело с крупногабаритным оборудованием, работа с которым может быть опасна для них. Также, во время обучения, сотрудник может случайно сломать оборудование из-за незнания, как именно им пользоваться. Во всех этих случаях процесс обучения может обернуться убытками как для сотрудника, так и для работодателя. VR полностью исключает такую возможность, и, даже в случае порчи комплекта VR оборудования, его стоимость в разы ниже стоимости профессионального оборудования или человеческого здоровья.
Работа со сложным промышленным оборудованием:
Во многих сферах работодатели сталкиваются с необходимостью обучить новых сотрудников, или поднять квалификацию существующих, для работы со сложным промышленным оборудование, например, на буровой платформе. С помощью обучающих VR приложений сотрудник может не только досконально изучить работу оборудования, не выезжая к месту работ, но и бесконечное количество раз потренироваться, без необходимости останавливать важные рабочие процессы, выделять наблюдающих специалистов, и без рисков для себя, оборудования и окружающих. Таким образом, приступая непосредственно к работе с промышленным оборудованием, сотрудники уже имеют виртуальный опыт и хорошо представляют себе работу оборудования и различных сценариев его использования.
Управление сложной орг.техникой?
В современных офисах новые сотрудники могут сталкиваться с технологиями, которые ранее они не встречали. При помощи очков виртуальной реальности сотрудник может легко и быстро ознакомиться со всеми новинками техники на рабочем месте, разобраться, как работает новое сложное МФУ, как забронировать цифровую переговорную, изучить персонализированные надстройки 1С и процессы согласования документов, ознакомиться с общим устройством офиса вплоть до работы кофемашины и кондиционера, назначить встречу с коллегами и многим другим не сложным, но занимающим время процессам. Таким образом сотрудник не отвлекает своих коллег или HR задавая вопросы про работу той или иной техники, и может быстро вливаться в рабочие процессы.
Оказание первой медицинской помощи:
Для специалистов многих промышленных профессий так же важны навыки оказания первой медицинской помощи, которые в аварийный момент могут стать решающими для спасения жизни человека. Погружение в виртуальную реальность позволяет детально увидеть медицинские манипуляции с обзором в 360 градусов в режиме реального времени, а также попробовать обучаемому выполнить различные действия для помощи пострадавшему, которые, в зависимости от сценария, приведут к различным результатам. Тут, так же как в случае ЧС, теоретических знаний может не хватить, а практика на манекенах или живых людях отражает лишь небольшую часть вероятного развития событий.
Отработка действий при ЧП:
В виртуальной реальности можно смоделировать не только любое окружение и объекты, но и любую ситуацию: от возгорания на рабочем месте до ограбления, отработать с сотрудниками порядок действий и поработать над ошибками без рисков для жизни. VR позволяет человеку оказаться в реальной ситуации без реальных последствий, что особо ценно, ведь обучить на бумаге или с помощью видео поведению во внештатной ситуации очень сложно, а воссоздавать экстренные условия - опасно для жизни. Пилоты самолетов могут отработать аварийную посадку в различных погодных условиях, машинисты поездов изучить возможные действия при неисправности тормозной системы, а сотрудники банков попробовать разные сценарии взаимодействия с грабителями. Для максимальной реалистичности понадобятся лишь VR-очки и контроллеры.
Визуализация и работа с 3D моделями:
Используя современные возможности 3D моделирования, можно детализированно показать химические процессы вплоть до атомного уровня, пошаговую работу двигателя внутреннего сгорания, изучить устройство человеческого мозга по отделам и многое другое. Виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации. Благодаря трехмерному моделированию удается с высокой точностью представить форму, размеры, а также другие параметры объекта.
Составление отчетов, документов, регламентов:
При помощи обучающих приложений виртуальной реальности, новый сотрудник может быстро ознакомиться с существующими регламентами компании, изучить, как происходит документооборот, научиться взаимодействовать с разными отделами компании для получения наиболее быстрого и качественного результата. Например, за получасовое обучение в шлеме VR можно выполнить целый цикл действий для составления отчетов, получить понимание кто и за что отвечает в рамках компании, как запросить нужную информацию, в каком виде ее необходимо систематизировать и какой итоговый результат должен получиться. Дополнительно, при достаточно проработанном виртуальном пространстве, обучаемый может оказаться в цифровой копии реального офиса, что в дальнейшем поможет ему проще ориентироваться в расположении отделов и быстрее погрузиться в рабочий процесс. При этом HR или руководитель может наблюдать за обучением со стороны, оценивая производительность нового сотрудника.
Если вам нужна помощь в создании обучающего приложения для виртуальной реальности, то просто позвоните нам или напишите нам на почту [email protected]. Мы с радостью поможем вам!