В апреле этого года Microsoft подписал контракт с армией США, который сможет принести компании почти 22 млрд долларов. Как Microsoft удалось заполучить такую сделку, и что это означает для всей XR-индустрии?
HoloLens и армия: начало сотрудничества
Технология виртуальной и дополненной реальности представляла интерес для военной отрасли с самого своего появления. Первые авиасимуляторы на основе VR были созданы еще в 1966 году. С тех пор военные вносили большой вклад в развитии этих технологий, создавая учебные и тренировочные комплексы на основе VR и AR.
В 2018 году армия США объявила тендер на создание гарнитуры дополненной реальности для своих солдат на сумму 480 млн долларов. Использование AR-технологий в военной сфере значительно сокращает затраты на обучение, а также это безопасный способ для тренировок в опасных условиях, так как все происходит в виртуальной реальности.
Кроме Microsoft, в тендере участвовало несколько компаний, в том числе ODG (Osterhout Design Group) и Magic Leap. Но победителем стал Microsoft, что в свою очередь забило гвоздь в крышку гроба ODG, крупнейшим заказчиком которой было правительство США. Неудивительно, что компания закрылась в скором времени, не получив этот контракт.
Многие крупные компании сознательно отказывались от участия в тендере. Например, Google отказался от участия в тендере на другой крупный проект министерства обороны из-за возражений сотрудников и того, что проект не соответствовал принципам этичного использования ИИ Google.
Поэтому, оставшись без серьезных конкурентов, Microsoft получил свой контракт на 480 млн долларов и начал тесно сотрудничать с армией США в разработке кастомной версии HoloLens — IVAS (Integrated Visual Augmentation System).
Именно эта сделка в конечном счете и привела к подписанию договора на 22 млрд долларов, в рамках которого компания предоставит армии США более 100 тысяч кастомизированных AR-гарнитур.
Недовольство сотрудников
Десятки сотрудников Microsoft остались недовольны тем, что компания заключила контракт с армией США на 480 млн долларов. По условиям сделки компания должна поставлять AR-гарнитуры, которые будут адаптированы для «увеличения летальности» за счет «повышения способности обнаруживать, принимать решения и атаковать противника».
В открытом письме руководству Microsoft более 100 сотрудников (в компании работает почти 135 000 человек по всему миру) заявили, что не подписывались на разработку оружия, и требуют от компании прозрачности в отношении того, как используется их работа.
Они также выразили свою обеспокоенность тем, что IVAS превращает настоящую войну в симулированную и еще больше отдаляет солдат от реальности и жестокости военных действий. Сотрудники требовали, чтобы Microsoft отменить контракт с армией США, но, как мы можем видеть, этого не произошло.
Официальную позицию компания высказала в своем блоге в октябре 2018 года: «Мы всегда ценим отзывы сотрудников и предоставляем множество возможностей, чтобы их голоса были услышаны. <...> Мы обязуемся предоставить наши технологии Министерству обороны США, которое включает в себя и армию, по этому контракту. Мы также будем продолжать участвовать в решении важных этических вопросов и вопросов государственной политики, касающихся ИИ и вооруженных сил».
По мнению президента компании Брэда Смита, люди из технического сектора, которые больше всего знают о технологиях, не должны отказываться от сотрудничества и диалога с армией для того, чтобы новые разработки использовались разумно.
Два года тестирований и работы под прототипами
Как мы видим, компания не стала прислушиваться к просьбам сотрудников и продолжила совместную работу с армией США.
В 2019 году армия США пригласила инженеров Microsoft на военную базу для проведения учебных мини-лагерей. Цель заключалась в том, чтобы помочь инженерам разобраться в сложных условиях, в которых действуют солдаты, а затем использовать эти знания для разработки гарнитуры смешанной реальности.
Следующим этапом солдаты прибыли в лабораторию Microsoft, чтобы протестировать различные прототипы и предоставить отзывы. К февралю 2021 года команда собрала почти 80 000 часов отзывов, которые затем были использованы для разработки следующей версии устройства.
Ранние прототипы гарнитуры отвечали требованиям армии по прочности, водонепроницаемости и ударопрочности. Но никто не учел, например, что гарнитуры должны позволять пользователям упираться винтовкой в щеку.
Отзывы солдат также показали, что необходимо изменить форму оправы очков для улучшения периферийного зрения. Были созданы, испытаны и доработаны десятки прототипов.
Устройства IVAS используют технологию смешанной реальности HoloLens, тепловизионные изображения, датчики, технологию GPS и возможности ночного видения. Гарнитуры позволяют солдатам видеть, где они находятся и что вокруг них, путем проецирования голографических изображений, трехмерных карт местности и компаса на их поле зрения.
Солдаты тестировали прототипы в течение двух лет в различных полевых условиях, в том числе в Пуэрто-Рико и на Аляске.
После всех испытаний и был подписан контракт, по которому Microsoft произведет более 120 000 кастомизированных гарнитур для солдат на собственном предприятии в Кремниевой долине.
Специфика сделки: суммы и Azure
Сделка с армией США рассчитана на пять лет с возможностью пролонгации еще на пять, что в конечном счете принесет Microsoft 21,9 миллиарда долларов.
А теперь небольшой урок математики, или почему так много заплатила армия США?
Цена гарнитуры HoloLens 2 сейчас составляет 3500 долларов. Поставка 120 тысяч таких шлемов обошлась бы армии всего в 420 миллионов долларов. Очевидно, что поставляться будет модернизированная версия гарнитуры, которую разрабатывали совместно с армией в течение последних двух лет. Даже если мы увеличим стоимость одной гарнитуры в 10 раз, мы все равно получим скромные 4,2 миллиарда долларов.
Получается, что около 18 млрд долларов связаны не с разработкой или производством нового оборудования, а с программным обеспечением и Azure — облачным сервисом компании.
Ни для кого не секрет, что компании в индустрии XR делают все возможное для одной цели — зарабатывать на программном обеспечении и облачных сервисах. Такую схему мы видим у производителей телефонов уже сейчас.
Именно поэтому многие действия и сделки компании под предводительством Сатьи Наделлы направлены на расширение и повсеместное внедрение Azure.
Например, в марте этого года Microsoft представила новую платформу для взаимодействия в смешанной реальность Mesh, которая объединит Azure Spatial Anchors, Remote Rendering и другие приложения в одну экосистему. Это еще раз иллюстрирует стремление корпорации стать поставщиком не столько оборудования, сколько единой платформы для XR-приложений.
Почему все-таки сделку заключили именно с Microsoft?
У компании есть опыт работы с организациями, как частными, так и правительственными, которые требуют высокий уровень безопасности. У компании есть своя AR-гарнитура HoloLens, а также Azure и другое программное обеспечение для XR.
Например, у Magic Leap или Facebook есть свои гарнитуры и платформы, но нет облачного сервиса с подходящим уровнем безопасности. У Amazon, наоборот, есть безопасный облачный сервис, но нет собственной гарнитуры. Все это сделало Microsoft очевидным претендентом на этот контракт.
2,2 млрд долларов в год с одной сделки — огромный доход, даже для такой корпорации как Microsoft. Но именно эта сделка поспособствует увеличению доходов во всей XR-индустрии, устанавливая определенную планку для всей отрасли.