Что такое виртуальная реальность?
Под виртуальной реальностью (VR) в этой статье мы будем понимать виртуальный мир или симуляции, созданные с помощью очков виртуальной реальности. Перенос в виртуальную реальность происходит благодаря полному эффекту погружения: ваше внимание полностью уделено виртуальному миру, вырваться из него возможно, только сняв VR-шлем. Таким образом мероприятие в VR существенно отличается от ивента, который происходит на экране компьютера.
Что такое VR-шлем?
Моделей VR-шлемов много, принцип один: перед глазами два маленьких монитора, картинка на них реагирует на повороты головы и/или движения в пространстве так, как если бы вы видели реальные объекты своими глазами. За счет этого пользователь более глубоко вовлекается в происходящее в виртуальном пространстве, может смотреть во все стороны и в некоторых случаях даже взаимодействовать с виртуальным миром.
Что такое мероприятие в виртуальной реальности?
Это встреча удаленных друг от друга людей в виртуальном 3D-пространстве с использованием VR-шлемов.
К большинству VR-площадок для проведения встреч можно подключиться и просто с компьютера (desktop-режим), но тогда вы будете видеть картинку на экране монитора, как в видеоигре. Такие площадки мы будем называть кроссплатформенными. Как уже было сказано ранее, мероприятие в VR-очках существенно отличается от участия в нем через экран монитора: вы не отвлекаетесь, ваше внимание полностью сфокусировано на событии, нет возможности открыть новую вкладку браузера или прогуляться до холодильника. Но о площадках чуть позже, а сначала немного подробнее о VR-шлемах и их принципиальных отличиях.
Чем отличаются VR-шлемы?
Качеством линз (картинки), удобством использования (наличие/отсутствие проводов), наличием джойстиков (перемещение и взаимодействие с предметами в VR), "железом", и конечно же, ценой.
Кардборды
В 2014 году был впервые представлен проект компании Google, который должен был сделать виртуальную реальность дешевой и массовой технологией. Проект представлял из себя картонную коробку, в которую вставлялся смартфон и специальные линзы, а также программа для смартфона, которая делила экран пополам. Для каждого глаза показывалась своя картинка, а повороты головы отслеживались встроенным в телефон гироскопом. Таким образом получался эффект виртуальной реальности.
Впоследствии появилось много аналогов, более сложных по структуре, пик по качеству был достигнут компанией Samsung с их Gear VR.
Но вместо того, чтобы сделать VR массовым явлением, «коробочки с телефоном» обычно наоборот создавали негативное впечатление от технологии. Помимо отсутствия эргономики, использование бюджетных телефонов в качестве «железа» провоцировало головокружение, головные боли и тошноту. Эта технология была быстро замещена специализированными устройствами, речь о которых пойдет ниже, а ведущие компании (Google, Samsung и др.) объявили о закрытии проектов «кардбордов».
Презентационные VR-очки
Как и в кардбордах, в таких VR-очках вы можете смотреть во все стороны, но не перемещаться ногами в виртуальном пространстве. Говоря техническим языком, у них три степени свободы – 3 DOF. В них используется то же железо по мощности, что и в хороших смартфонах, но оно оптимизировано именно под виртуальную реальность. Поэтому трекинг движений работает без нареканий, экраны тоже предназначены именно для VR.
Они отлично подходят для просмотра видео 360 и простых приложений. Кроме самого шлема, в комплект стандартно входит как минимум 1 контроллер (пульт), движение которого тоже отслеживается. С помощью контроллера вы можете взаимодействовать с меню и виртуальными предметами.
Примеры: Oculus Go (150$ при заказе из США и от 18 0000 рублей при покупке в России), Pico G2 (от 35 000).
Важные особенности: не требуют подключения к компьютеру, при использовании нет никаких проводов. При этом использование шлема ограничено во времени ёмкостью аккумулятора. Также сильно ограничены в «реалистичности» 3D-графики – в небольшой легкий шлем не влезет мощное «железо», способное обработать сложную графику. Виртуальные миры в таких шлемах всегда «мультяшные».
VR-гарнитуры для персональных компьютеров
Первые коммерчески успешные модели шлемов виртуальной реальности – Oculus Rift CV1 и HTC Vive – появились в 2016 году. Эти шлемы подключались проводом к компьютеру, в комплект кроме шлема и контроллеров входили еще внешние устройства для ориентирования в пространстве (каждое со своим проводом), зато в этих шлемах можно было не просто смотреть по сторонам, а полноценно передвигаться по виртуальному пространству в пределах комнаты, или, по-другому, шлемы имели 6 степеней свободы (6DOF).
Модели 2016 года уже устарели и сняты с производства, для современных моделей обычно не нужны внешние датчики, но они по-прежнему работают за счет «железа» компьютера и связаны с ним. Компьютер способен выдавать гораздо более сложную графику, чем мобильные чипы, вплоть до реалистичной. Как все понимают, компьютеры тоже бывают разные, для виртуальной реальности необходимы достаточно мощные устройства.
VR-гарнитуры тоже отличаются между собой:
-
эргономикой – тем, насколько удобно шлем сидит на голове;
-
способом и качеством определения положения в пространстве шлема и контроллеров.
Производители шлемов обычно разделяют по ценам свои гарнитуры на «пользовательские» и «для бизнеса». На июнь 2020 из пользовательских шлемов, доступных к покупке, самый популярный – Oculus Quest, из сегмента «для бизнеса» - Valve Index. Ориентировочные цены на Oculus Quest на данный момент: 150 000 рублей за один VR-комплект (50 000 шлем и 100 000 компьютер). Valve Index обойдется в России примерно в 200 000 рублей, вместе с компьютером комплект будет стоить около 300 000 рублей. Таким образом стоимость VR-очков, работающих от компьютера, кратно превосходит любые другие модели. Разумеется, есть варианты подешевле, есть подороже, но полный обзор всех шлемов займет отдельную статью.
Автономный шлем 6DOF
О шлеме Oculus Quest, который упоминался выше, стоит рассказать отдельно. Сейчас это основной продукт компании Oculus (принадлежит Facebook), и на данный момент он не имеет аналогов. Дело в том, что изначально, в мае 2019 года, он поступил в продажу как автономный шлем с 6 степенями свободы, объединив преимущество презентационных очков – отсутствие проводов, и компьютерных шлемов – свободное перемещение в пространстве. Работая на мобильном чипе, он «не тянет» реалистичный уровень графики, но для многих задач (например, VR-обучение) – он оптимален. При этом с декабря 2019 года он получил возможность подключения проводом к компьютеру, став таким образом и первым гибридным VR-шлемом.
Теперь, когда разобрались в оборудовании, перейдем непосредственно к мероприятиям в виртуальной реальности.
Площадки для встреч в виртуальной реальности
Если коротко, то площадок для встреч в VR много. Между собой они отличаются:
-
поддерживаемыми устройствами;
-
сложностью управления и подключения к мероприятию;
-
заинтересованностью разработчиков в развитии площадки: уровнем техподдержки, наличием обновлений, а потому и популярностью.
Расскажем о тех социальных VR-приложениях, которые упоминаются чаще всего и являются лидерами. Все приведенные примеры ниже бесплатные или условно-бесплатные, а также имеют режим «Desktop» - то есть ко всем площадкам можно подключиться через обычный монитор. В таком случае вы будете видеть происходящее как в компьютерной игре, часто с аналогичным, игровым управлением своим аватаром (стрелочки или кнопки wasd).
AltSpace
Стоимость: бесплатно
Поддерживаемые устройства: Samsung Gear VR, все устройства Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, desktop (компьютер с обычным монитором).
Начнем наш обзор с самой простой в плане графики площадки – Altspace VR от компании Microsoft. В этой игре практически нет анимации, графика – Low Poly. За счет этого поддерживаются даже самые простые системы виртуальной реальности, такие как Samsung Gear VR. Всё администрирование – регистрация аккаунта, создание закрытого мероприятия и подключение к нему – удобнее на сайте или в версии для компьютера. У каждого игрока по умолчанию есть своя «комната», свободно зайти в которую может любой друг. При этом вы можете создать открытое мероприятие в отдельном «мире», тогда оно появится в расписании мероприятий и туда сможет зайти любой желающий. Реализация подключения к закрытому мероприятию довольно сложная, есть два пути. Вы можете создать в вашей комнате «портал» - определенную точку, которая существует минуту и через которую могут пройти те, кто находится с вами в одной комнате. Второй путь – через ссылку. После того, как вы создали мероприятие, на сайте копируем ссылку на мероприятие, отправляем ее людям, которых хотим пригласить, те в свою очередь должны сохранить мероприятие в избранном, после этого мероприятие появится в доступных. Ограничение 1 комнаты – до 70 человек, переход между комнатами – через меню.
Личное мнение: Низкополигональная графика Altspace делает его практически единственным бюджетным вариантом для проведения мероприятий. Но она же и практически лишает смысла проведение мероприятия в VR: ограниченный функционал развлечений и анимации превращает встречу в преимущественно «аудио» историю, где главный источник информации – голос и звуки из микрофонов. Провести в Altspace серьёзное мероприятие или презентацию чего-либо просто невозможно, для неформальных корпоративных встреч – может подойти.
Engage
Стоимость: бесплатно в базовом варианте, € 4.99 в месяц стоит продвинутая версия для частных лиц, стоимость бизнес-версии высылается персонально.
Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру: Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, desktop (компьютер с обычным монитором).
Платформа Engage изначально позиционирует себя как площадка для образования и проведения конференций. Соответственно и весь интерфейс, и возможности ориентированы на эти задачи, в отличие от других платформ. Из виртуальных пространств предлагаются переговорные комнаты, концертные и презентационные залы, аудитории. В марте 2020 года здесь была проведена первая в мире конференция, полностью перешедшая из формата оффлайн в формат VR из-за ограничительных мер, вызванных коронавирусной инфекцией.
Бесплатно возможно проведение мероприятий до 3х человек (по сути, просто демонстрационная версия). Также из минусов – не поддерживаются автономные VR-шлемы.
Личное мнение: Engage больше всего подходит для проведения серьезных мероприятий. Понятный интерфейс позволяет кастомизировать пространства как на десктопе, так и в шлеме. Основной минус - дороговизна использования. Помимо стоимости коммерческой версии, «в копеечку» встанет подготовка компьютеров и шлемов для всех участников. Также может оказаться не самой простой задачей настройка VR-системы у участника дома, может потребоваться помощь технического специалиста. Как можно использовать? Подойдет для мероприятий, где участвует несколько человек (встреча с клиентами, партнерами, внутренние коммуникации), а настроить оборудование можно на месте. Либо для мероприятий с людьми, у которых уже есть VR-гарнитура.
Sansar
Стоимость: бесплатно. За реальные деньги можно купить предметы обстановки, аватары, одежду для аватара и другой контент.
Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру: Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, Desktop (компьютер с обычным монитором).
Эту площадку мы включили в обзор, чтобы показать, что даже если за дело берется компания с опытом создания и ведения успешного социального проекта, успех отнюдь не обеспечен. Sansar была создана компанией Linden Lab, с целью повторить в виртуальной реальности успех их социальной платформы Second Life. На раскрутку платформы были привлечены немалые средства: были заключены договоренности с киберспортивными организациями, такими как Fnatic, Houston Outlaws и другими, о проведении встреч киберспортсменов с фанатами на этой площадке. Но проект не оправдал финансовых ожиданий, и в марте 2020 компания Linden Lab продала Sansar. Теперь это платформа, которая, похоже, ориентируется по стилю и атмосфере на «Оазис» из фильма «Первому игроку приготовиться» - киберпанковые интерьеры, нет официальных залов или комнат для совещаний. Уровень графики (реалистичности) здесь выше чем на всех других платформах. Внутри приложения можно зайти в конструктор собственных пространств - нам он показался достаточно удобным, понятным и наглядным.
Но текущая работа VR-режима вызывает вопросы, похоже, что теперь платформа ориентируется только на ПК-аудиторию. В какой-то момент в приложении у нас перерастал работать трекинг рук (шлем Oculus Rift S), причину выявить так и не удалось. Также удивила возможность вида от третьего лица в ВР-режиме. На наш взгляд, это сильно ослабляет уровень погружения и эффект присутствия – а ведь ради него и используется VR.
Т.к. приложение автоматически решает, запускаться в режиме VR или Desktop, мы столкнулись с зависаниями, если запустить его с не надетым на голову шлемом. Т.е. в режиме VR его нужно запускать не с рабочего стола, а из шлема. С проблемами столкнулись не только мы: на площадке Steam отзывы об этом приложении часто негативные, особенно последние.
Личное мнение: Когда первый раз видишь Sansar, то возлагаешь на приложение большие надежды: известность создателей, высокая детализация по сравнению с аналогами, кастомизация персонажей, понятный редактор комнат. Но после запуска приложения в режиме VR мнение меняется. Приложение работает только с проводными VR-гарнитурами, а значит использовать для массовых мероприятий нельзя. Киберпанк хорош для развлекательных мероприятий, но сразу отменяем все официальные события. Проблемы с работоспособностью приложения делают Sansar самым ненадежным решением среди конкурентов. Для чего же подойдет тогда Sansar? Внутренние корпоративные мероприятия и нестандартные ивенты. Возможность участвовать в мероприятиях с компьютера дает большие возможности по привлечению участников мероприятия, поэтому несмотря на все проблемы Sansar, мы включили это приложение в наш список.
VRChat
Стоимость: бесплатно.
Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру: Oculus, Vive, Windows Mixed Reality; desktop (компьютер с обычным монитором), Oculus Quest (только в комнатах с низкой графикой).
VRChat – пионер в виртуальной реальности, релиз первой версии состоялся еще в начале 2014 года для пред-пользовательской модели шлема Oculus Rift DK1. Первоначальный функционал полностью отражается в названии: это площадка для общения в виртуальной реальности. Однако возможность создавать собственные комнаты-миры и аватары, которые поначалу практически не модерировались разработчиками, сделали это площадку суперпопулярной. Площадка приобрела репутацию «трешовой», местом абсолютной анархии (практически интернет в 90х). Чтобы восстановить репутацию, разработчикам пришлось ввести систему «надежности» аккаунта, а также настраиваемую систему доступов для каждого пользователя: вы сами решаете, какие аватары каких пользователей вы будете видеть, каких пользователей слышать, от кого получать сообщения и т.п. Стоит отметить, что всегда была возможность создавать приватные комнаты, а приглашать на закрытые мероприятия можно через систему друзей внутри самой платформы.
Сотни людей создали бесплатную библиотеку из тысяч миров самых разных стилей, от фэнтезийных пейзажей и киберпанковых пространств до судебных залов и офисных помещений. То же касается аватаров - от стандартных людей до полного сюрреализма. Есть ограниченная поддержка Oculus Quest – на этом шлеме доступны комнаты и аватары с низким уровнем графики. Также большой выбор игр и развлечений – боулинг, перестрелки, квесты, лабиринты и многое другое.
Из минусов – сложная система создания и загрузки собственных аватаров и комнат. «Слёту», без базовых навыков создания игр на игровом движке Unity и опыта работы в 3D-редакторах, создать свой контент не получится.
Личное мнение: VRChat на самом деле очень универсальное решение для мероприятий. Несмотря на свою репутацию "трешовой" площадки, вы можете создавать закрытые комнаты и проводить собственные мероприятия без проблем. Благодаря возможности использования Oculus Quest мероприятие в VRChat сделать намного дешевле. Уровень графики далек от реализма, но VRChat сейчас однозначно самая популярная VR-площадка для частных мероприятий, как минимум стоит обратить на него внимание и потестировать.
Онлайн решение – Mozilla Hubs
Стоимость: бесплатно.
Поддерживаемые устройства: Samsung Gear VR, все устройства Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, desktop (компьютер с обычным монитором).
Отдельно стоит сказать о решении от компании Mozilla. С точки зрения простоты подключения, этот вариант сравним с Zoom – вам достаточно просто перейти по ссылке, и вы уже в виртуальном пространстве. Для того, запуска на ПК-гарнитуре потребуется браузер Mozilla FireFox. Как и во всех описанных выше площадках, здесь можно добавлять свои презентационные материалы, 3D-объекты, загружать свои аватары. Протестировать приложение и присоединиться к мероприятию можно даже без регистрации. Но чтобы провести своё мероприятие, придется поработать: здесь нет ограничений по сложности загружаемых объектов, а ведь чем сложнее графика и предметы, которые вы используете при создании комнаты, тем требовательнее к устройству становится ваша комната. Например, мы, экспериментируя с приложением, быстро заставили комнату настолько, что на Oculus Go Mozilla стала работать с огромной задержкой, шлем перестал справляться. Поэтому оптимизация комнаты – полностью на вашей стороне, и по нашему опыту именно это обычно самый времязатратный процесс при создании социальных приложений. Поэтому нам сложно назвать это решение «готовым».
Личное мнение: максимально простое решение для подключения к VR-мероприятию, но при этом требующее серьезной подготовки. Очень перспективное решение на наш взгляд, которое при должном подходе станет лидером в своей нише. Сейчас Mozilla Hubs мы не можем рекомендовать, слишком "сырое" решение. Но протестировать стоит.
О VR-оборудовании в контексте социального взаимодействия
Для погружения в виртуальную реальность обычно используются стандартные комплекты: шлем и контроллеры. Этого достаточно, чтобы комфортно ощущать себя в виртуальной реальности и взаимодействовать с окружающим миром. Но со стороны ваш виртуальный аватар часто выглядит неестественно, частая первая реакция у тех кто впервые видит такой аватар – смех. Это не вызовет негатив при неформальном общении с друзьями, которые уже настроены положительно. Но на официальных мероприятиях, встречах, презентациях это будет мешать общению и восприятию информации. Когда важно, насколько естественно выглядят ваши движения для других, можно использовать отслеживание всего тела. Вот небольшой пример:
Также существуют прототипы устройств, позволяющих отслеживать мимику в режиме реального времени. Одно из таких устройств – Vive Lip Tracker. В открытой продаже его, к сожалению, нет.
В целом, такие устройства сейчас редкие и дорогие, но для полноценного общения они необходимы, и мы уверены, что в будущем появятся более удобные и бюджетные варианты.
Для всех платформ, которые мы рассмотрели, характерна «мультяшность» в большей или меньшей степени. Реалистичная графика в виртуальной реальности возможна, но требует дорогостоящего оборудования, которое недоступно для большинства пользователей. Поэтому готовых решений с реалистичной графикой не существует. Когда важна фотореалистичность, единственное решение – трансляции в формате 360. Пример видео 360, которое мы делали для наших клиентов из компании "Экспофорум":
К Что нужно для трансляции в 360? На реальной площадке расставляются специальные камеры, а зрителям отправляется ссылка-приглашение на трансляцию. При таком формате пользователь ограничен в перемещении точками, на которых стоят камеры (если их несколько). Также зритель не представлен на площадке визуально для других зрителей и ведущего, и может общаться только через голосовой чат. Но при этом есть эффект присутствия, так как зритель может смотреть во все стороны и не видит ничего постороннего.
Итоги
Главным преимуществом VR-мероприятий в сравнении с обычными онлайн-трансляциями является то, что вы полностью контролируете визуальный ряд, который видит посетитель. Из-за того, что пользователь не видит привычной обстановки, возникает эффект присутствия и вовлеченность становится намного выше.
С другой стороны, так как посетитель VR-мероприятия не видит окружающие предметы, у него исчезает возможность и что-либо записать. Инструменты для набора текста в виртуальной реальности пока достаточно неудобны, а аудиозаметки всё равно требуют последующего перевода в письменный текст. Учитывая успехи компании Oculus в отслеживании рук и пальцев, эта проблема рано или поздно будет решена, но сейчас она остается актуальной.
Также все решения объединяет одно: необходимость подключения к скоростному интернету. Аватары, виртуальные миры и предметы требуют загрузки на оборудование пользователя, поэтому чем сложнее площадка для вашего мероприятия, тем быстрее должен быть интернет или тем заранее должна начаться загрузка. Не исключение и трансляция 360: такие видео обычно имеют разрешение от 4К и выше.
Идеального и оптимального решения для проведения VR-встреч, на наш взгляд, увы, не существует в готовом виде. Основное ограничение технологии – стоимость VR-оборудования, пропорциональная качеству графики. AltSpace – вариант для максимально бюджетных массовых мероприятий, но графика в нем не настраивает на серьезный лад, а для развлечений там довольно маленькое количество этих самых развлечений. Sansar и Mozilla Hubs – лучшие по одной из функций (реалистичность графики и легкость подключения соответственно), но сильно проседают по другим важным составляющим. На наш взгляд, из имеющихся вариантов для проведения неформальных, веселых тусовок лучше подходит VRChat, с его порой абсурдными аватарами и фантастическими мирами. Для деловых встреч и презентаций, при условии, что вопрос с оборудованием решен – Engage.
Индустрия виртуальной реальности очень быстро развивается, поэтому мы ждем новых платформ или развития уже существующих. Как должно быть, пользователи и разработчики уже понимают, поэтому осталось только подождать. Если вам есть что добавить или есть вопросы, то напишите нам на [email protected], мы всегда рады обратной связи.