Что такое виртуальная реальность?
Под виртуальной реальностью (VR) в этой статье мы будем понимать симуляции, созданные с помощью шлемов виртуальной реальности. Есть шлем – VR. Нет шлема – не VR.
Что такое VR-шлем
Моделей VR-шлемов много, технология одна: перед глазами два маленьких мониторчика, картинка на них реагирует на повороты головы и/или движения в пространстве так, как если бы вы видели реальные объекты. За счет этого пользователь более глубоко вовлекается в происходящее в виртуальном пространстве, может смотреть во все стороны и в некоторых случаях даже взаимодействовать с виртуальными предметами.
Чем отличаются VR-шлемы?
Ценой, причем очень сильно – на порядок, иногда на два порядка. Разница в цене вызвана различиями в функциях и качестве.
Кардборды
Самый простой и самый массовый продукт, который был призван сделать виртуальную реальность дешевой, – кардборды и их более сложные аналоги. Некоторые представители нашей индустрии еще называют их VR-очками, отделяя таким образом от VR-шлемов. Итак, это коробочка с линзами, в которую вставляется телефон. Встроенный гироскоп отслеживает повороты головы. Экран телефона программно делится пополам, каждая половина показывает изображение для своего глаза, и, казалось бы, получается виртуальная реальность.
А теперь большое НО, которое скорее попортило репутацию виртуальной реальности, чем помогло популяризовать. Если использовать в кардбордах дешевые модели телефонов, с дешевыми датчиками движения внутри (гироскопами), экранами с низкой плотностью пикселей и слабыми процессорами, которые не успевают обновлять картинку с достаточной частотой (FPS – количество кадров в секунду), то появляется не погружение, а головокружение, головные боли и тошнота. Если же мы используем телефоны с высокой плотностью пикселей и качественными датчиками, то решение перестает быть бюджетным. Поэтому кардборды были быстро замещены автономными шлемами виртуальной реальности, сопоставимыми по цене со средним смартфоном, но намного превосходящими по качеству погружения.
Бюджетные VR-шлемы
Такие шлемы обладают тем же функционалом, что и кардборды – отслеживают только повороты и вращение головы, но не перемещение в пространстве. Говоря техническим языком, у них три степени свободы – 3 DOF. В отличие от смартфонов, отслеживают они качественно и без нареканий. Они отлично подходят для просмотра видео 360 и простых приложений. Кроме самого шлема, в комплект стандартно входит как минимум 1 контроллер – по сути, пульт, движение которого тоже отслеживается. С помощью контроллера происходит взаимодействие с меню и виртуальными предметами.
Примеры: Oculus Go (150$ при заказе из США и от 18 0000 рублей при покупке в России), Pico G2 (от 35 000).
Важные особенности: не требуют подключения к компьютеру, т.е. при использовании нет никаких проводов. При этом ограничены во времени использования ёмкостью аккумулятора. Также сильно ограничены в «реалистичности» 3D-графики – в небольшой легкий шлем не влезет мощное «железо», способное обработать сложную графику. Виртуальные миры в таких шлемах всегда «мультяшные».
VR-шлемы, работающие от компьютера
Такие шлемы еще называют VR-гарнитурами – потому что все вычисления осуществляются на компьютере, а шлем просто показывает картинку (не совсем просто, но это технические детали). За счет этого мы получаем намного более высокий уровень графики, вплоть до реалистичной на самых мощных компьютерах. Чаще всего шлем соединен с компьютером проводом, и некоторые модели используют дополнительные внешние датчики.
Чем отличаются между собой «слабые» и «мощные» компьютеры, думаем, все представляют. Чем могут отличаться между собой шлемы:
-
эргономикой – тем, насколько удобно шлем сидит на голове,
-
плотностью пикселей (по сути, разрешение, разделенное на угол обзора),
-
способом и качеством определения положения в пространстве шлема и контроллеров.
Производители шлемов обычно разделяют по ценам свои гарнитуры на «пользовательские» и «для бизнеса». На июнь 2020 из пользовательских шлемов, доступных к покупке, самый популярный – Oculus Quest, из сегмента «для бизнеса» - Valve Index.
Ориентировочные цены в таком случае – 150 000 рублей за один VR-комплект (50 000 шлем и 100 000 компьютер). Разумеется, есть варианты подешевле, есть подороже, но обзор шлемов займет отдельную статью. Принцип здесь один: чем выше вы хотите уровень графики и реалистичности картинки, тем более мощные устройства нужны. Для гиперреалистичной графики требуется компьютер с новейшей «начинкой» вроде видеокарты NVidia GeForce RTX 2080 Ti и шлем виртуальной реальности с максимальным разрешением. Общая стоимость такого комплекта может быть до 300-400 тысяч рублей. При этом простые приложения могут быть запущены и на компьютерах с GeForce GTX 960, а Oculus Quest до карантинных мер стоил порядка 50 000 рублей.
Важным отличием этих шлемов является 6 степеней свободы. То есть в этих шлемах вы можете не только смотреть по сторонам, но и ногами передвигаться в виртуальном пространстве. Не бойтесь, встроенная система безопасности предупредит вас, если вы приблизитесь к реальным объектам или стенам. Это дает принципиально более высокий уровень погружения: вы можете осматривать виртуальные предметы естественным способом, просто обойдя их с разных сторон или приближаясь-удаляясь физически, ногами.
Автономный шлем 6DOF
О шлеме Oculus Quest, который упоминался выше, стоит рассказать отдельно. Сейчас это основной продукт компании Oculus (принадлежит Facebook), и на данный момент он не имеет аналогов. Дело в том, что изначально, в мае 2019 года, он поступил в продажу как автономный шлем с 6 степенями свободы, объединив преимущество презентационных очков – отсутствие проводов, и компьютерных шлемов – свободное перемещение в пространстве. Работая на мобильном чипе, он «не тянет» реалистичный уровень графики, но для многих задач (например, VR-обучение) – он оптимален. При этом с декабря 2019 года он получил возможность подключения проводом к компьютеру, став таким образом и первым гибридным VR-шлемом.
Теперь, когда разобрались с оборудованием, перейдем к не менее важной части – контенту.
Программное обеспечение
Без программного обеспечения оборудование бесполезно, чтобы погрузиться в виртуальную реальность, нужно, чтобы кто-то эту реальность сначала создал. При этом наполнение может быть самым разнообразным, поэтому и так велико количество сфер, где виртуальная реальность применяется.
Маркетинг
Возможность показать продукт лицом, создать связь между человеком и брендом, показать “внутреннюю кухню” компании. Это может быть корпоративная игра, которая знакомит с ценностями компании, показывает офисы, сотрудников, производство. В виртуальной реальности вы можете предоставить мгновенный доступ ко всему ассортименту продукции, легко поменять и адаптировать свои приложения, добавлять новый контент и ассортимент. Также всегда есть возможность создавать и адаптировать контент под разные типы клиентов.
Продажи
Благодаря виртуальной реальности человек может в любой момент посмотреть “товар лицом”. Виртуальный шоу-рум позволяет демонстрировать даже самую большую ассортиментную линейку. VR также позволяет дистанционно подключать к демонстрации продукта реальных продавцов. Таким образом небольшой шлем виртуальной реальности превращается в масштабный центр продаж. VR эффективен для b2b и для b2c сегмента, разница только в визуализации продукта. Если ваш продукт можно изменять, то VR отлично показывает, как это будет выглядеть.
Можно не просто презентовать продукт, но и делать это через игру, повышая доверие к своему бренду. Записывайте и изучайте, как пользователи ведут себя в приложении, корректируйте и дополняйте его для роста продаж.
Обучение
Виртуальная реальность позволяет эффективно обучать сотрудников взаимодействию с клиентами и коллегами, оттачивать бизнес-процессы, изучать работу сложного оборудования. Технологии виртуальной реальности дают практически безграничные возможности по созданию обучающих курсов разного уровня сложности, тестирования и мониторинга процесса обучения. Для создания обучающего курса подходят большинство моделей недорогих очков виртуальной реальности, поэтому самой затратной частью курса становится его создание.
Основное преимущество VR в обучении – уровень погружения в ситуацию. Человеческий мозг быстро забывает, что он находится в приложении и человек начинает вести себя абсолютно естественно. Таким образом мы не только обучаем его, но и видим его поведение на примере различных событий. Человек лучше запоминает через игру, это доказано различными исследованиями. Благодаря VR мы можем вовлечь человека в процесс обучения и сделать его интересным. Каждый урок записывается и сохраняется. Обучающие приложения могут быть разного уровня сложности и включать в себя режимы тестирования, отработки ошибок, онлайн обучения с инструктором. Любые образовательные курсы легко меняются не только визуально, но и структурно. Быстрая замена диалогов, интерьеров, персонажей позволяет эффективно дорабатывать процесс обучения. Вам не нужно будет создавать каждый курс с нуля, достаточно просто внести изменения в текущий. Каждый новый образовательных курс становится для вас дешевле благодаря предыдущим наработкам. Чем сильнее вы развиваете VR-образование у себя в компании, тем доступнее оно становится для вас.
Промышленность
Развитие VR-устройств сделало возможным использование виртуальной реальности для самых разных отраслей промышленности. Основное применение – обучение персонала и моделирование. VR позволяет эффективно обучить сотрудников не только правилам поведения на рабочем месте, но и позволяет прокачать навыки работы со сложным оборудованием. При работе над новым продуктом виртуальная реальность позволяет визуализировать даже самые сложные процессы и явления, упрощая тестирование и разработку.
Недвижимость
Виртуальная реальность стала эффективным инструментом для недвижимости совсем недавно, благодаря появлению новых моделей VR-очков, которые позволяют показывать визуализацию объектов в высоком качестве. Ваши клиенты смогут не только увидеть своими глазами будущие объекты, но взаимодействовать с предметами внутри квартир, добавлять собственные предметы интерьера, менять визуальный стиль интерьера. Для построенных объектов отлично подойдет недорогое решение с видео 360, которое позволяет человеку своими глазами увидеть готовый к заселению объект.
Выставки и мероприятия
Виртуальная реальность имеет широкий спектр применения для мероприятий: демонстрационные приложения, игры для гостей, презентация компании. Ключевое отличие разработки под мероприятия – время контакта пользователей с приложением. Команда Helmeton за 4 года создания VR-приложений под самые разные мероприятия научилась получать максимальную эффективность для бренда за короткий срок взаимодействия клиентов с VR-приложениями. VR-стенд позволяет не только развлекать гостей и знакомить с компанией, но и презентовать новый продукт и продавать его. Виртуальная презентация помогает вашей команде в продажах, визуализируя товар или услугу, это особенно эффективно для большого ассортимента или габаритных товаров.
Игры
Основная особенность игр в виртуальной реальности — это полноценное погружение игрока в игровой мир. Если геймплей подразумевает активное взаимодействие игрока и окружающего его мира, то вовлечение игрока переходит на абсолютно другой уровень по сравнению с обычными играми. За 4 года создания VR-игр команда Helmeton собрала большую экспертизу в создании развлекательных игр для бизнеса и понимает специфику разработки.
Как видите, виртуальная реальность – технология с большим потенциалом. Мы уверены, что в ближайшем будущем технология будет развиваться, будет появляться всё больше моделей шлемов и программных решений.
Если вам нужна помощь в создании собственного приложения для VR, то просто позвоните нам или напишите нам на почту [email protected]. Мы с радостью поможем вам!