Дополненная реальность (AR)
По оценке PwC рынок дополненной реальности в 2019 году составляет $33 млрд. Дополненная реальность представлена в основном в формате приложений для смартфонов. Это могут быть интерактивная навигация на выставках и в музеях, примерка одежды, или развлекательные истории с масками в Instagram, TikTok, Snapchat. Изображение с камеры телефона –принципиально отличный от привычных новостных лент и страниц сайтов способ получать информацию. Аналитики отмечают, что пользователи будут все больше смотреть через камеру телефона, а в долгосрочной перспективе — использовать лёгкие AR-очки.
Виртуальная реальность (VR)
VR не только погружает пользователей для обучения и промышленности, но и реализует фантазии людей на новом уровне. Как кино в свое время стало новым способом рассказывать истории, так и виртуальная реальность со своим уровнем погружения дает принципиально более глубокий опыт и эмоции, чем другие медиа. За этими эмоциями, развлечением и общением друг с другом пользователи все больше будут приходить в VR.
VR и AR в России
Разработка VR и AR решений в России происходит в основном в бизнес-сегменте. Помимо присутствия на рынке компаний-разработчиков, свои VR и AR отделы создают такие крупные компании как Сбербанк, Яндекс, Сибур, Газпром нефть.
VR и AR в промышленности
Согласно опросу, наиболее перспективными направлениями для внедрения VR в промышленности видятся корпоративное обучение и проектирование, а для AR – рабочие инструкции на производстве. 25% опрошенных представителей компаний отметили, что дополненная реальность помогает экономить время, снижает число ошибок на производстве. Например, эффективность от применения AR-очков относительно бумажной документации возрастает на 103%.
Эффективность от внедрения VR и AR-технологий отметили такие компании, как Сибур, Schlumberger. Газпром нефть создали дорожную карту внедрения в компании VR И AR. Планируется, что к 2025 году обучение в VR по охране труда и промышленной безопасности будет проходить каждый сотрудник компании, что снизит риски на 30%. К 2022 году с помощью VR будут приниматься до 90% инженерных моделей, что сократит сроки проектирования на 10% и сроки строительства на 7%.
VR и AR в образовании
За последние 2 года рынок VR-образования вырос с $300 млн до $6 млрд, и скорость роста только увеличивается. В России такие компании, как Сбербанк, Газпром нефть, Сибур, Биокад, используют решения с VR и AR для обучения персонала, что позволяет экономить до 30% расходов и снижает вероятности рисков на промышленном производстве.
В школьном образовании в России VR и AR представлены экспериментальными проектами и программами, создано порядка 15 образовательных продуктов. Также на рынке имеются наработки контента, который может быть использован в обучении, но большая часть из них — это результат от коммерческих проектов или экспериментов, не связанных с фактической образовательной программой и единой методологией.
VR и AR в медицине
Симуляционная медицина и непрерывное образование в медицинском секоторе являются крупным рынком, в котором обращается более 2 млрд долларов. Виртуальная реальность значительно снижает затраты в этой сфере и позволяет быстрее пройти такие этапы как тестирование, регистрация и сертификация, обязательные для медицинских комплексов. Преимуществом является и то, что в рамках одного VR-комплекса возможно много запусков и симуляция разных событий.
AR в ритейле и маркетинге
Ритейл и бренды активно используют дополненную реальность в программах лояльности и промо-компаниях. AR выделяется на фоне других источников информации и в 2-3 раза дольше удерживает внимание аудитории.
Социальные сети, сами став ритейлерами, также используют дополненную реальность и создают AR-инструменты для брендов. Таким образом пользователь социальной сети, оставаясь в рамках одного приложения, может попробовать макияж, примерить виртуальные очки или обувь, расставить виртуальную мебель в своей квартире.
Также с развитием стриминговых технологий формируются новые продукты, связанные с цифровыми аватарами. Такие технологии тесно связаны с искусственным интеллектом и AR, и имеют большие перспективы в рекламе, телекоме, новых медиа.
VR и новые медиа
Пока оцифровка реальных пространств остается сложной и дорогостоящей процедурой, для онлайн трансляций и презентаций остается актуальным формат видео 360. Особенность такого контента - в универсальности. Воспроизводить его можно как на экранах телефонов и компьютеров, так и в очках виртуальной реальности, увеличивая таким образом уровень погружения.
Экспертами отмечается высокий спрос на наполнение существующих платформ дистрибуции новым иммерсивным контентом. Ярким примером из России стал кейс компании AirPano, лицензировавшей свой 360-контент для китайского рынка.
Рост рынка VR и AR связан не только с преимуществами применения этих технологий, но и с развитием и удешевлением технической части. Появление автономных и гибридных шлемов виртуальной реальности, удешевление аппаратной части, стремительное развитие и оптимизация программного обеспечения – всё это дает новые возможности и упрощает интеграцию виртуальной и дополненной реальности в разные сферы деятельности.