Самые частый вопрос, которые нам задают по телефону: "Сколько стоит виртуальная реальность?" или "Cколько стоит виар?". К сожалению, ответить на этот вопрос по телефону невозможно, слишком много факторов, от которых зависит финальная цена на продукт. Точная стоимость рассчитывается на основе технического задания, причем составление ТЗ может стать отдельным этапом в разработке, в зависимости от того, насколько вы сами представляете, что хотите получить в итоге, и насколько масштабный проект. Но даже чтобы озвучить примерную, предварительную "вилку" цен, нужно определиться со следующими пунктами.
Уровень графики
Когда мы говорим о виртуальной реальности, в большинстве случаев мы говорим о виртуальной среде, построенной из 3D-объектов. Насколько детально проработан каждый объект в визуальном плане – это и есть уровень графики. Часто говорят, что уровень графики в виртуальной реальности далек от реалистичного. Это не совсем так. 4 года назад, когда появились первые пользовательские VR-шлемы, графика действительно была самой слабой стороной VR. Но за 4 года значительно вырос уровень «железа», и реалистичная графика стала возможна. Создание такой картинки – долгая кропотливая работа над деталями, на создание одного объекта могут уходить месяцы работы 3D-художника. Такая графика если используется, то для презентации интерьеров премиум-класса.
В большинстве же случаев – для обучения, тех презентаций, где важно показать процесс, и игр - подходит средний уровень графики.
Наконец, когда сроки и бюджеты сжаты, или если наша цель – развеселить, развлечь, возможно применение низкого уровня графики Low Poly.
Если у вас есть пример, какое качество для вас приемлемо, или уже есть готовая 3D-модель – прикрепите файл или ссылку к описанию задачи, это даст нам возможность оценить стоимость работы более точно.
Анимация
Нарисовать реалистичную кошку по фотографии – сложно. Сделать так, чтобы он бегала и прыгала по комнате – еще сложнее. А чтобы реалистичная кошка (допустим, в рамках рекламной кампании) начала реалистично танцевать брейк данс – уже очень сложно, так как нам потребует много часов труда, тестов и доработок, а выполнить качественно такой проект сможет только команда профессионалов. Чем больше в виртуальном мире нестандартно движущихся элементов, тем больше работы, а значит и выше цена. Даже обычное «оживление» пейзажа может быть трудоемкой работой: например, в интерьер можно добавить колыхание занавесок от ветра, раскачивание деревьев за окном, поднимающийся пар из чайника – каждая такая деталь с одной стороны усиливает реалистичность, с другой – увеличивает смету.
Интерактив
Мы можем создать реалистичную среду с движущимися предметами. Но пока мы не можем повлиять на происходящее, мы будем оставаться «призраками» и не будем ощущать себя частью происходящего. Если мы в реальности бросим кружку, то она разобьется, причем насколько сильно разлетятся осколки, зависит от силы броска. Проработка таких деталей виртуальных объектов называется созданием физики объекта. Если нам требуется максимальная реалистичность, то потребуется проработка физики каждого объекта. На практике обычно прописывается возможность взаимодействия только с определенными предметами. Например, если мы разрабатываем тренажер по обращению с промышленным станком, активными делаются только кнопки и рычаги этого станка и всё, с чем необходимо произвести манипуляции в рамках обучения. Чем больше предметов, с которыми можно взаимодействовать, и чем сложнее взаимодействие – тем дороже становится VR-проект.
Оборудование
Наконец, приложение создано, осталось его запустить. На рынке большой выбор VR-устройств с самой разной ценой. Принцип здесь один: чем сложнее приложение и графика, тем более мощные устройства нужны. Для гиперреалистичной графики требуется компьютер с новейшей «начинкой» вроде видеокарты NVidia GeForce RTX 2080 Ti и шлем виртуальной реальности с максимальным разрешением, например Valve Index. Общая стоимость такого комплекта может быть до 300 000 - 400 000 рублей. Если же вам нужен шлем для запуска видео 360, то достаточно автономного шлема, вроде Oculus Go (цена в России около 15 000 - 20 000 рублей). Нюанс: если вы создали приложение для «слабого» шлема, совсем не обязательно вам удастся запустить его на более «мощном». Поэтому оборудование, под которое разрабатывается приложение, также указывается в техническом задании.
Панель администратора
Любое приложение можно дорабатывать и развивать. Но если это не оговорено заранее, то дорабатывать сможет только программист, внесение изменений человеком без навыков программирования обычно не подразумевается. Создание панели администратора для внесения изменений, добавления собственных новых моделей и редактирования интерактивных функций предметов может оказаться сложнее, чем создание самого приложения. Если вы хотите развивать приложение самостоятельно, но у вас нет разработчиков в штате компании, все изменяемые функции нужно будет проговорить заранее, это может влиять на всю структуру приложения.
Стоит отменить, что разработка панели администратора обычно дороже разработки самого проекта. Почему? Потому что фактически панель администратора - генератор новых приложений, только с некоторыми изменениями. Если мы возьмем даже самые большие и крупные проекты с виртуальной и дополненной реальностью, то приложений с панелью администратора совсем немного, буквально десятки на весь мир. Создание универсальной панели администратора, которая позволяет человеку без навыков программирования менять процессы в приложение - мечта, а не реальность. Намного дешевле и проще привлекать подрядчика для внесения изменений или просто нанять профессионалов в штат, которые будут работать с приложением.
Мультиплеер (в приложении несколько человек одновременно)
Тут все предельно просто. Если у нас в приложении могут находиться несколько человек одновременно, то это требует отдельной работы над приложением. В чем сложность? Необходимо что люди могли комфортно находиться в одной среде, менять игровое пространство, при этом все это должно быть подчинено банальной логике, иначе будет полный хаос и будет казаться, что приложение "забаговано". У мультиплеера функционал может также очень сильно отличаться, поэтому и стоимость оценивать нужна исходя из задачи. По нашему опыту, добавления мультиплеера увеличивает стоимость разработки в 1,5-2 раза по сравнению с первоначальной сметой.
Система аналитики и оценки действий пользователей
Такие системы обычно используются для образовательных приложений, чтобы можно было получать результаты учеников. Конечно же добавление такой системы влияет на стоимость разработки, итоговая стоимость такого модуля будет зависеть от тех элементов, которые мы хотим отслеживать. Кроме того, можно делать систему оценки внутри приложения, а можно выводить в отдельное приложение, которые может работать на вашем компьютере и в привычном интерфейсе показывать результаты каждого ученика.
Обмен данными с сервером
Обычно это фраза большинству людей ничего не говорит. Поэтому мы ее расшифруем: обмен данными приложения с сервером подразумевает загрузку обновлений и контента, передача данных (результатов, статистики) из приложения в "облако" или на сервер компании, использование мультиплеера и прочие функции, которые передают данные из очков виртуальной реальности на какие-либо внешние носители. Наличие таких функций существенно влияет на стоимость проекта
Видео 360
Отдельно нужно сказать о видео 360. Существуют камеры, позволяющие проводить панорамную съемку. Видео впоследствии можно запускать на шлемах виртуальной реальности. Но камеры не создают 3D-среду, по которой можно пройтись ногами. Мы просто получаем видео или фотосферу, плоское изображение, которое окружает нас со всех сторон. Такая технология позволяет получить фотореалистичность, когда интерактив не имеет значения, а важно только показать какое-то окружение. Но при этом точка обзора зрителя зависит от местоположения камеры во время съемки. Для примера показываем видеоролик, созданный нами для Экспофорума:
Здесь нет 3D-объектов, формирование стоимости аналогично созданию видео – оценивается количество съемочных дней и сложность постановки: нужно ли привлекать артистов, какой нужен реквизит, как будет построена логистика. Также на стоимость повлияет количество постобработки: нужно ли добавлять инфографику, корректировать изображение, добавлять 2D-анимацию и эффекты.
Так сколько же стоит виртуальная реальность?
Итоговую цену мы сможем озвучить после получения от Вас описания задачи, технического задания и обсуждения её нашей командой. Надеемся, что вы теперь понимаете, что влияет на стоимость проекта. В любом приложении может быть множество самых разных функций, поэтому реальная оценка получается только тогда, когда уже полностью известен набор функций в приложении и понятно как это должно работать. Примерный порядок цен на разработку VR-приложения можно посмотреть в нашем калькуляторе, который есть в любом разделе про виртуальную реальность на нашем сайте. Если вам нужна помощь в оценке вашего проекта, то просто позвоните нам или напишите нам на почту [email protected]. Мы с радостью поможем вам!