Технологии виртуальной реальности, которые когда-то ассоциировались только с геймингом, быстро завоевали популярность в мире здравоохранения. Студенты-медики используют их, чтобы освоить хирургические навыки, в то время как опытные хирурги используют их для планирования сложных процедур. Некоторые врачи изучают применение этой технологии для облегчения боли. VR еще только начинает работать в сфере здравоохранения, но в скором времени гарнитуры могут попасть в операционные и клиники. Ниже мы перечислили несколько сфер, где нашлось применение виртуальной и дополненной реальности.
Обучение с помощью виртуальной реальности
Впервые онлайн-трансляция операции в режиме 360 была проведена доктором Шафи Ахмед в 2016 году. Теперь с помощью камеры виртуальной реальности хирурги могут транслировать операции по всему миру и позволить студентам-медикам фактически находиться в операционной, используя свои VR-очки. Членам семьи и другим заинтересованным сторонам, которые хотят присутствовать на операции, также может быть предоставлен доступ к очкам с такой трансляцией.
Но технологии виртуальной реальности теперь позволяют больше, чем просто пассивно наблюдать за операцией с точки зрения хирурга. В настоящее время возможно создание хирургических симуляторов. Например, стартап Osso VR объединил свое программное обеспечение с гарнитурами Oculus Rift для обучения хирургов и студентов-медиков ортопедическим процедурам. Эта программа также дает оценку хирургических навыков пользователей, а их клиенты используют эту технологию, чтобы обучить студентов, достаточно опытных для практического обучения.
Кстати, исследование, проведенное Harvard Business Review в 2019 году, показало, что у хирургов, прошедших обучение в VR, общая производительность увеличилась на 230% по сравнению с их традиционно обученными коллегами. Первые также быстрее и точнее выполняли хирургические процедуры.
Если говорить о внедрении подобной визуализации в обучении в российских реалиях, то стоит также обратить внимание на дополненную реальность, как более доступную. AR-визуализация не всегда требует закупки оборудования и может использовать смартфоны студентов. Дополненную реальность можно легко интегрировать даже в текущие программы обучения как дополнительный источник информации: при наведении на иллюстрацию в учебнике экрана смартфона может появляться объемная и интерактивная 3D-модель органа, о котором идет речь, здорового или с патологией.
Визуализация данных
Визуализация помогает не только при обучении. Военные летчики используют тренажеры для подготовки к предстоящей миссии, и такие проекты как Surgical Theater и Immersive Touch одними из первых предложили создать аналогичный тренажер для хирургов. Эти компании визуализируют данные КТ и МРТ пациентов и создают таким образом персонализированные карты для хирургов. В результате врачи могут детально и в пространстве рассмотреть объект предстоящей операции.
Также медицина - одна из немногих сфер, где действительно могут быть полезны современные модели очков дополненной реальности. Например, во время операции на экран очков могут выводиться показатели состояния пациента или история болезни. Руки при этом остаются свободными, и нет необходимости поворачиваться, чтобы посмотреть на мониторы.
Реабилитация
Согласно медицинским исследованиям, пациенты выполняют только 30% необходимых упражнений во время реабилитации. И здесь успешно показывают себя технологии VR. Они могут объединять физические упражнения и геймификацию, повышая вовлеченность.
Например, Neuro Rehab VR, сотрудничая с врачами и терапевтами, разрабатывают специальные тренажеры с машинным обучением, чтобы адаптировать каждое упражнение к терапевтическим потребностям пациентов. Цель состоит в том, чтобы сделать физические упражнения более интересными, и повысить вовлеченность пациента.
Другой проект, Mindmaze, использует VR-гарнитуры и изображения мозга, чтобы помочь пострадавшим от инсульта восстановиться после травмы. Их технология также использовалась для облегчения фантомной боли у пациентов с ампутированными конечностями.
Такие методы доказали свою эффективность. В исследовании, опубликованном в ноябре прошлого года, исследователи обнаружили, что после VR-терапии у детей с церебральным параличом отмечается значительное улучшение их подвижности. Авторы этого исследования также призвали добавить этот метод к обычным методам реабилитации, чтобы улучшить результаты.
Технология виртуальной реальности позволяет физиотерапевтам и неврологам сделать процесс терапии интересным, а главное — более эффективным, чем обычные упражнения. Более того, некоторые VR-устройства виртуальной реальности могут даже отслеживать качество активности пациента, контролировать и количественно оценивать прогресс. Что еще более удивительно, что терапия с помощью VR-игр мотивирует пациентов гораздо больше, чем обычные физические упражнения.
Снижение стресса и боли с помощью VR
В недавнем пилотном исследовании пациенты, перенесшие операцию в клинике Святого Георгия в Лондоне, имели возможность использовать гарнитуру VR до и во время операции для просмотра успокаивающих пейзажей во время процедуры. 100% участников сообщили, что их общее впечатление от больницы улучшилось благодаря ношению гарнитуры, а 94% сказали, что чувствовали себя более расслабленно. Кроме того, 80% сказали, что чувствуют меньшую боль после ношения гарнитуры, а 73% сообщили, что чувствуют себя менее обеспокоенными.
Более ранние исследования с пациентами, страдающими желудочно-кишечной, сердечной, неврологической и послеоперационной болью, показали снижение их уровня боли при использовании ВР для отвлечения их от болевых раздражителей.
Взаимодействуя с VR, люди получают иллюзию погружения в виртуальную среду. Этот процесс требует большого внимания и мозговых ресурсов. Мы меньше чувствуем боль, потому что наш мозг и внимание тратятся на взаимодействие с миром виртуальной реальности.
Повышение эмпатии
Иногда молодые врачи и лица, осуществляющие уход, реагируют на потребности своих пожилых пациентов неправильно, потому что не чувствуют того, что чувствуют их пациенты. Проще говоря, из-за неопытного ощущения старости и сопутствующих ей проблем молодым врачам не всегда легко распознавать симптомы и понимать своего клиента. Но виртуальная реальность дает возможность оказаться на месте человека с тем или иным заболеванием. Например, компания Embodied Labs предлагает оказаться на месте Альфреда, 74-летнего афроамериканца, страдающего дегенерацией желтого пятна и потерей слуха в высоких частотах.
Университет Новой Англии проверил эту теорию, включив в учебную программу медицинского вуза моделирование связанных с возрастом состояний с помощью виртуальной реальности. Было обнаружено, что участвующие студенты лучше понимают такие условия, и их эмпатия к пожилым возрастает.
Другой университет, который исследовал потенциал применения виртуальных технологий в медицинском образовании, — Университет Мичигана. Студенты этого университета использовали приложение MPathic-VR для тренировки своих навыков общения с виртуальным человеком, что оказалось очень полезным при доставке трудных новостей.
Заключение
Виртуальная реальность — быстро развивающаяся технология. Каждый год выходят новые мощные VR-гарнитуры и инновационное программное обеспечение. Потенциал виртуальной реальности еще до конца не раскрыт и для её более широкого распространения в медицинских учреждениях, необходимо изменить отношение к ней. Чтобы это произошло, врачи и пациенты должны быть открыты для этих изменений.
Если вам нужна помощь в реализации вашего проекта, то просто позвоните нам или напишите нам на почту [email protected]. Мы с радостью поможем вам!