Последние полгода выдались насыщенными не только в плане COVID-19 и изменений в Конституции. В мире VR тоже произошло много заметных событий: в конце 2019 года закончился выпуск гарнитур HTC Vive – устройств, с которых для многих началось знакомство с миром VR, в российских VR-клубах это по-прежнему самая распространенная модель шлемов. В июне Oculus объявили о прекращении выпуска шлемов Oculus Go – самой массовой (по крайней мере в коммерческом секторе) модели автономного 3-DOF шлема.
HTC Vive и Oculus Go – модели, снятые с производства
Из «стариков», выпущенных в 2016 году, остался только Play Station VR – но это отдельный мир, на который конкуренция действует опосредованно. В то же время Oculus Quest получил возможность подключения к компьютеру Oculus Link, Half Life: Alyx вызвала хороший рост продаж VR-гарнитур, появились новые обновления ARKit и ARCore, которые не могут не радовать, ну и много других новшеств менее громких, но не менее значимых для нас как разработчиков.
Что же ждет нас впереди? Взамен уходящим устройствам анонсируется много новых. О самых ожидаемых нами новинках расскажем ниже. Не факт, что все из них мы увидим в 2020м, особенно учитывая экономический спад, но кто знает?
Развитие Oculus Quest
Автономный шлем Oculus Quest
Oculus Quest для нас остается оптимальным решением для большинства бизнес-задач, решаемых виртуальной реальностью. Facebook продолжает работать над улучшением этой гарнитуры, в частности над обменом данными с компьютером. Еще осенью 2019го был запатентован беспроводной адаптер для гарнитуры, похожей на Quest. Учитывая недавнее сообщение об успехах в разработке суперсэмплинга, а также то, что с мая стало возможно использовать кабель USB 2.0 для соединения шлема с компьютером (Oculus Link), беспроводной адаптер может появиться очень скоро.
В чем суть? С таким адаптером мы сможем использовать вычислительные мощности компьютера для отрисовки графики, при этом шлем не будет привязан проводом к компьютеру. Сейчас наиболее стабильное подобное решение – HTC Vive Pro с беспроводным модулем.
HTC Vive Pro с беспроводным модулем
Это довольно массивное и дорогое решение, при этом все равно остается провод от модуля к отдельному аккумулятору, который вешается на пояс или кладется в карман. Судя по картинке из патента, устройство Oculus должно быть намного компактнее и удобнее, при этом Oculus Quest уже рассчитан на автономную работу и имеет встроенный аккумулятор.
Еще одно решение, которое мы ждем именно от Oculus – простое и интуитивно понятное управление руками. Мы вместе с нашими партнерами и клиентами хотим, чтобы на виртуальной клавиатуре можно было легко набирать текст, а управление в меню осуществлялось нажатием пальцем на виртуальные кнопки, как в фантастических фильмах. Набор текста – это пока что действительно большая проблема виртуальной реальности. Решение ждем в первую очередь от Oculus, т.к. они уже внедрили отслеживание рук в тестовом режиме. Кому как не им выпускать и полноценную рабочую версию такой функции.
Новые шлемы от старых игроков – HP и Lenovo
HP и Lenovo уже имеют свои модели VR-устройств на рынке. Хотя их первые модели были дешевле чем Oculus Rift и HTC Vive, захватить рынок им так и не удалось. Сейчас, с уходом старых поколений шлемов, анонсированы новые модели, нацеленные при этом на разные ниши.
Совместный проект Lenovo и китайского производителя VR-гарнитур Pico - Lenovo Mirage VR S3, автономная гарнитура с 3 степенями свободы. Шлем был анонсирован меньше чем за месяц до того, как Oculus заявила о прекращении выпуска Oculus Go. Совпадение? Вероятно, да, но очень удачное для Lenovo. Заявленная цена – 450$ против 150$ Oculus Go. Позиционируется как решение для бизнеса и гарантирует «высочайший» уровень сервиса.
В мае была анонсирована новая модель VR-шлема от HP, разработанная совместно с компанией Valve, – HP reverb G2. По заявленным характеристикам это новый шаг в качестве картинки. Разрешение 2160 × 2160 пикселей на каждый глаз при угле обзора 114°, что дает плотность пикселей выше, чем на современных ведущих шлемах Valve Index (1440 на 1600 пикселей при 130 градусах) и HTC Vive Pro (те же 1440 на 1600 но на 110 градусов). Чтобы работать с таким разрешением на заявленной частоте 90 кадров в секунду, понадобится мощная видеокарта, тем не менее возможно Reverb G2 станет хорошим решением для тех задач, где нужен максимально высокий уровень графики – например, для дизайна интерьеров и недвижимости. Особенно учитывая цену в 600$ против 1000$ и 1600$ на Valve Index и Vive Pro соответственно.
AR/VR-гарнитура от Facebook
Компания Facebook не только совершенствует уже готовые продукты, но и работает над принципиально новыми устройствами. Одна из нерешенных проблем всех шлемов виртуальной реальности – их размер. Сам принцип этих устройств пока не позволяет сделать их меньше: между двумя ключевыми элементами – экранами и линзами – должно быть фокусное расстояние. Поэтому VR-шлем получается толстым. В конце июня Facebook показали прототип компактных VR/AR-очков, основанных на голографической оптике. Принцип работы немного ломает мозг, т.к. по сути используется не линза, а голограмма линзы (вспоминаем мем с Джеком Воробьем и рисунком карты). Стоимость таких линз точно выше обычных линз Френеля, которые стоят в пользовательских VR-шлемах, но выглядит прототип супер-круто. Если развить эту технологию, то мы получим действительно новое поколение устройств.
Фотографии прототипа очков из опубликованного исследования
AR-очки от Apple. Нет официальных заявлений и релизов, но слухи о работе Apple над AR-очками ходят давно. Почему нам интересны эти слухи? Потому что пока лучше всего с дополненной реальностью удается работать именно Apple. Не смотря на то что ARCore от Google по заявленным функциям аналогичен ARKit, стабильность и качество работы дополненной реальности на «яблоках» бесспорно выше. AR-очки – это та область, которая еще не «выстрелила», они почти всегда не оправдывают ожиданий, сформированных презентационными видеороликами. Ситуации, когда применение AR-очков оправдано, пока довольно редкие, в основном их используют как монитор с данными перед глазами, а не как окно в другой мир, наполненный виртуальными объектами. У Apple есть все шансы это изменить.
AR-очки Magic Leap, не смотря на привлеченные более 2,6$ млрд инвестиций, не смогли оправдать надежд. Смогут ли Apple?
Face tracking. Казалось бы, довольно специфическая функция, для чего ее ждать? На самом деле отслеживание мимики помогло бы сделать шаг вперед во всех решениях, связанных с презентациями и коммуникацией. Сейчас есть такая проблема: в большинстве случаев, когда презентуется какой-то продукт в виртуальной реальности, потенциальный потребитель оказывается один на один с продуктом и голосом ведущего-презентера. Это либо записанный заранее голос, либо представитель компании, который остается без шлема. Мы можем погрузить и представителя в виртуальную среду, но его аватар без мимики будет выглядеть неестественно и скорее отвлекать, чем формировать положительное впечатление о продукте. Готовое решение по отслеживанию движений лица здесь бы здорово помогло.
Прототипы и патенты есть у многих ведущих производителей VR.
Демонстрация работы модуля HTC Lip Tracking module
Работа аналогичного прототипа от Facebook
У компании Sony мы не нашли информации о рабочем прототипе, но есть патент, связанный с отслеживанием мимики в шлеме виртуальной реальности. Ждем, когда у кого-нибудь уже выйдет пользовательская версия или хотя бы доступная версия для разработчиков.
Совсем скоро
Ну а если говорить о том, что должно вот-вот произойти: ждем, когда к нам в руки попадут VR-шлем Pico Neo 2 и очки дополненной реальности Nreal. В связи с коронавирусом доставка порядком подзадержалась.
Что это за устройства?
Pico Neo 2 – «китайский убийца Oculus Quest», согласно громким заголовкам. Предзаказ стал возможен еще осенью 2019 года, но из-за ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19, поставки задерживаются. С точки зрения технических характеристик шлем действительно на шаг лучше Oculus Quest: мобильный чип Snapdragon 845 против 835, разрешение 1920 × 2160 на каждый глаз против 1440 × 1660 на Oculus Quest, 6ГБ оперативной памяти против 4ГБ. Еще большой плюс Pico в том, что они, в отличие от Oculus, имеют официальных поставщиков в России. Соответственно можно рассчитывать на сервисное обслуживание.
Из минусов можно отметить визуальный дизайн. Эргономика его «младшего брата», Pico G2, откровенно плоха, либо просто не рассчитана на европейское лицо – шлем давил на нос всем участникам нашей команды. Поэтому ждем, когда обновленная версия попадет к нам в руки для тестов, и готовы ко всему. В случае с VR-шлемами эргономика и удобство использования не менее важны, чем «начинка».
Nreal – еще одна китайская разработка, на этот раз AR-очки. Заявлен функционал на уровне ARCore/ARKit: трекинг поверхностей, трекинг изображений, трекинг рук, возможность мультиплеера. Подключаются кабелем type-C к отдельному мобильному модулю размером со смартфон и работают от его мощностей. Стоимость версии для разработчиков 1200$, пользовательской версии пока нет.
Чем интересна эта модель: с одной стороны, по функционалу она стремится к таким флагманам, как Microsoft Hololens 2, это не просто монитор с информацией перед глазами. С другой стороны, это максимально облегченные очки: вес самих очков всего 88 грамм, плюс 200 г карманный модуль с контроллером. Hololens, для сравнения, весит полкило. Цена Nreal при этом аналогична AR-очкам, которые просто выводят данные без какого-либо трекинга. Когда очки дойдут до нас, обязательно сделаем свой обзор.
Заключение
Как видите, AR/VR технологии продолжают стремительно развиваться, не только в плане программного обеспечения, но и в плане устройств. Если хотите вместе с нами быть «на гребне волны» этих технологий – подписывайтесь на блог, впереди нас ждет ещё много интересного.